Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Переформатирование научной деятельности: в Вышке представлены первые большие проекты

Факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ

Факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ
© Высшая школа экономики

Чуть меньше года назад на факультете гуманитарных наук ВШЭ началась реализация четырех больших проектов, объединивших представителей разных наук из разных подразделений и кампусов университета. На заседании ректората были представлены их цели, содержание, кадровый состав и ожидаемые результаты. Другим подразделениям поставлена задача разработать свои большие проекты, которые ВШЭ сможет включить в заявку для участия в программе «Приоритет 2030».

«Мы начинаем программу развития ВШЭ в части частичного переформатирования нашей научной деятельности», — открыл обсуждение ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Запуск больших проектов, предусмотренный Программой развития университета до 2030 года, начался на факультете, который считается самым сложным для организации коллективной работы, отметил он. Но коснутся эти проекты каждого в университете.

При подготовке первых проектов была сформирована четкая исследовательская программа, и коллеги должны были понять, что большой проект — это не просто большая тема, как, например, «Октябрь в искусстве», на которую можно писать все, что угодно. Речь идет о создании нового инструментария, базы данных, специфической методологии для других исследователей. «То есть мы создаем некоторый public domain для исследователя», — сказал Ярослав Кузьминов.

Большой проект должен быть понятен людям не из науки и востребован практиками, подчеркнул ректор ВШЭ. Если ученые изобрели луноход, то они должны его предъявить — «вот он ходит, чем-то тренькает, колесами переваливается, и сразу видно, что они не зря свой хлеб ели». В гуманитарных и социальных науках «проблема лунохода» налицо — предъявить конкретные результаты работы непросто, тем не менее решения на этот счет есть. «Мы их долго искали, будем искать и дальше», — добавил ректор.

По мнению проректора ВШЭ Марии Юдкевич, большие проекты как надстройка над существующим ландшафтом науки в университете помогут преодолеть разобщенность отдельных коллег и отдельных коллективов.

Предстоит сформировать мультидисциплинарные, межфакультетские и межкампусные распределенные команды, к которым на разных этапах смогут присоединиться другие коллеги, заинтересовавшиеся их повесткой

Пока на этот счет нет никаких программных документов, идет эксперимент, а нормативная рамка больших проектов будет формироваться по мере накопления эмпирического опыта.

Заместитель проректора ВШЭ Екатерина Энтина, отвечающая за развитие и интеграцию проектной деятельности, добавила, что у больших проектов должен быть открытый результат: при наличии общих контуров и итоговой цели необходимо сохранить академическую свободу. Предполагается вовлечение в большие проекты студентов всех уровней — от бакалавров до аспирантов. Это поможет им освоить не только профессиональные, но и междисциплинарные компетенции.

Междисциплинарный подход в больших проектах будет реализован через открытый вход для любых заинтересованных исследователей, которые смогут присоединиться к ним через открытые семинары. «Буквально это означает следующее — мы понимаем ядро команды и несем ответственность за итоговые результаты, мы понимаем, кто у нас выполняет часть проектов в 2021 и частично в 2022 году. Но мы предполагаем, что, начиная с января 2022 года, к этим проектам будут подключаться новые коллеги из всех кампусов, представляющие разные междисциплинарные направления», — пояснила Екатерина Энтина.

На ректорате были представлены четыре больших проекта факультета гуманитарных наук — о них рассказали их руководители.

Проект «Социальная антропология институтов позднего СССР» предусматривает формирование модели функционирования институтов позднего СССР как системы управления специфического типа «партия — государство — предприятие». Его итогом станет база данных позднесоветских институтов, на основании которой планируется разработать систему рекомендаций применительно к современной системе управления, унаследовавшей много черт советского времени, но утратившей ряд эффективных практик.

В рамках проекта «Литература как культурная практика и социальный опыт» рассматривается, как литература через различные институты и практики влияет на формирование ценностей, идентичностей и ориентиров общества. Итоговым продуктом станет цифровая платформа, позволяющая изучать практики производства и потребления литературы. В проекте планируется использовать систему интеллектуального анализа больших данных iFORA, разработанную Институтом статистических исследований и экономики знаний.

Проект «Речевые практики» изучает разрыв между мыслительным и коммуникативным процессом на примере среза речевых практик русского языка. Это, например, метаязык, позволяющий точно выразить содержание при написании законов, но плохо понятный тем, кто законы не пишет; или псевдо-высказывания, когда статья написана учеными словами, но содержания там нет, с помощью метаязыка автор запутывает читателя. Итогом проекта станет совокупность баз данных по коммуникативным сбоям в современном русском языке и порождаемым ими политическим, экономическим, социальным, когнитивным и другим эффектам.

Наконец, целью проекта «Прикладная этика» является систематизация и качественное расширение проблематики этических исследований в ВШЭ через синергию фундаментальных исследований морали и прикладных разработок регуляторных механизмов этического взаимодействия в разных социальных и профессиональных средах. Итоговый продукт - междисциплинарная методология повышения эффективности управления, правового регулирования и ведения бизнеса на основе этических императивов. Будет подготовлен комплекс рекомендаций для государственных органов, бизнеса и других пользователей.

Презентованные проекты получились разными. «Это говорит о том, что большие проекты не должны содержать очень жесткой рамки, — отметила Екатерина Энтина. — В будущем они будут складываться от того содержательного ядра и результата, который мы хотели бы получить. Поэтому их выражение по форме может быть самым различным».

Как заявил Ярослав Кузьминов, разработки факультета гуманитарных наук — это начало пути, «обнадеживающий старт больших проектов на очень непривычной для них почве».

Ярослав Кузьминов

Ярослав Кузьминов

В течение ближайшего года необходимо обозначить весь набор больших проектов, которые мы сможем реализовать. Формируя заявку на участие в программе «Приоритет — 2030», мы включим в нее большие проекты, потому что сама логика этой программы как раз и есть то, что мы называем большими проектами. Все уже поверили, что коллеги из российских университетов могут публиковаться, но теперь нужен еще и «народно-хозяйственный вклад», как говорили большевики, - вклад науки, вклад университета в другие отрасли жизни. Это всегда оставляет большое пространство для фантазии, и ее практическое воплощение оказывается довольно сложным.

По итогам ректората руководителям факультетов, департаментов, школ, исследовательских подразделений рекомендовано изучить опыт факультета гуманитарных наук в своих коллективах и в ближайшие недели представить предложения по разработке и реализации новых больших проектов.

Вам также может быть интересно:

Вузы разделились на шесть лагерей в отношении к искусственному интеллекту

Каким должно быть образование в эпоху ИИ? Чтобы разобраться, какие есть точки зрения и какие решения уже формируются, команда Института образования ВШЭ весной 2025 года провела серию интервью с проректорами российских университетов. Об итогах этого исследования рассказывает директор института Евгений Терентьев.

Ростех и Вышка стали партнерами в сфере инженерной подготовки и научных исследований

Госкорпорация Ростех и Высшая школа экономики заключили соглашение о стратегическом партнерстве в сфере науки и образования. Документ направлен на проведение совместных исследований, подготовку высококвалифицированных кадров и формирование научно-технического задела в интересах высокотехнологичных отраслей России. Кроме того, совместно с московской школой № 58 будет вестись профориентация школьников по направлениям инженерии, ИТ и кибербезопасности.

В Вышке пройдет Международная школа БРИКС: Новое поколение

Открыта регистрация на Международную школу БРИКС: Новое поколение — один из ведущих международных образовательных проектов, ориентированных на молодых лидеров, интересующихся повесткой глобального развития и сотрудничества в рамках БРИКС.

НИУ ВШЭ укрепляет отношения с Пекинским университетом

21 июля в Высшей школе экономики побывала делегация Пекинского университета в составе сорока человек — студентов, преподавателей, административных сотрудников во главе с исполнительным проректором Пекинского университета, директором Высшей школы Пекинского университета в Шэньчжэне Чжан Цзинем. Руководители двух университетов обсудили направления дальнейшего сотрудничества, а представители трех факультетов НИУ ВШЭ провели рабочие встречи с китайскими студентами.

НИУ ВШЭ объединил ученых на международной школе по ИИ в Шанхае

В начале июля в Шанхае проходил Международный летний институт по исследованиям искусственного интеллекта в образовании, организованный Инобром НИУ ВШЭ совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом. Более 50 молодых исследователей и ключевых спикеров из девяти стран — от России и Китая до Канады и Сингапура — собрались, чтобы обменяться последними результатами своей работы и построить новые международные партнерства.

«Мы близки к практическому применению системы бесстимульного картирования головного мозга»

Созданные учеными Вышки совместно с медиками нейроинтерфейсы позволяют установить контакт с головным мозгом и декодировать его сигналы. Их применение создает возможности для стимуляции мозговой активности, восстановления и нормализации мышечного контроля пациентов, перенесших инсульт, инфаркт или страдающих иными неврологическими заболеваниями, а также способствует реабилитации людей с черепно-мозговыми травмами и потерей конечностей. О работе Центра биоэлектрических интерфейсов Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ рассказывает его директор Алексей Осадчий.

Исследователи НИУ ВШЭ представили новую архитектуру нейронных сетей, понимающую симметрии мира

Сотрудники Лаборатории геометрической алгебры и приложений НИУ ВШЭ разработали новую архитектуру нейронных сетей, которая может ускорить и упростить анализ данных в физике, биологии и инженерии. Свое решение ученые представили 16 июля в Ванкувере на ведущей международной конференции по машинному обучению ICML 2025. Текст статьи и исходный код выложены в открытый доступ.

Вышка представила «Умный ортез» на форуме «Надежда на технологии»

С 10 по 11 июля в Москве прошел юбилейный, X Национальный форум «Надежда на технологии». Мероприятие было нацелено на обсуждение инновационных достижений в сфере реабилитационной индустрии. Студенческое конструкторское бюро (СКБ) МИЭМ в сотрудничестве с Институтом когнитивных нейронаук (ИКН) ВШЭ представило «Умный ортез», который был разработан на основе запроса медиков-ортопедов.

Исследователи НИУ ВШЭ выяснили, как часто у россиян с легочной гипертензией встречаются генетические мутации

Команда ученых и медиков впервые в России провела масштабное генетическое исследование пациентов с легочной артериальной гипертензией. Исследователи, включая сотрудников Международной лаборатории биоинформатики факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, изучили геномы более ста пациентов и обнаружили, что примерно у каждого десятого встречаются опасные мутации в гене BMPR2, отвечающем за рост сосудов. Три мутации были описаны впервые. Исследование опубликовано в журнале Respiratory Research.

Эксперты оценили, как трансформируются образовательные системы стран БРИКС

Экспертный совет БРИКС — Россия, работающий на базе Высшей школы экономики, совместно с Институтом образования ВШЭ подготовил аналитический доклад «Трансформация систем общего образования стран БРИКС». Исследование позволяет проследить, как страны объединения решают общие задачи, включая равный доступ к школьному образованию, внедрение цифровых решений, поддержку инклюзии, языкового многообразия и межкультурного диалога.