«В условиях освоения космоса говорить о встрече человеческого с нечеловеческим можно на разных языках»
5 ноября в московском Музее космонавтики Вышка устроила философско-музыкальное пати для киборгов Cosmic Bodies. Гости и спикеры события размышляли, как в популярной культуре изображается человек, осваивающий космическое пространство.
Организаторами встречи стали факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ, его проекты «Космос в медиакультуре», «Постгуманизм(ы) в медиакультуре и искусстве», а также музыкальный лейбл Вышки Media Sharks.
Евгения Ним, доцент Института медиа НИУ ВШЭ, рассказала, как появилось название философско-музыкального пати — Cosmic Bodies. «В космической науке небесные тела — это астрономические физические объекты, расположенные в наблюдаемой вселенной: кометы, астероиды, планеты, звезды, галактики. Но мы используем это понятие несколько расширенно — как метафору любых разумных космических тел», — объяснила она. По ее мнению, эта метафора позволяет вести дискуссию о космическом будущем человечества более продуктивно.
На вечере прошел цифровой показ космической моды будущего, созданный студентами Школы дизайна НИУ ВШЭ в рамках проекта «Космос в медиакультуре»: виртуальные модели-киборги прошлись по инопланетному подиуму в одеяниях с необычной текстурой и стилистикой.
Далее последовала философская дискуссия, модератором которой стала Наталья Верещагина, приглашенный преподаватель Института медиа НИУ ВШЭ. Спикеры размышляли о (не)человеческом в космосе на примерах популярных медийных образов в кино. Александр Павлов, профессор школы философии и культурологии НИУ ВШЭ, рассмотрел данную тему через призму сериала «Сумеречная зона». Он отметил, что в сериале начала 60-х годов уже проводилась идея постколонизации космоса: «Мы должны примиряться, дружить, возможно, есть какие-то разумные существа, которые будут нас колонизировать или вступать с нами в контакт. Это одна из тех вещей, на которую делает упор постгуманизм: не только язык, но и сам образ мышления должен быть изменен».
Панайотис Компациарис, доцент Института медиа НИУ ВШЭ, обратился к фильмам «Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика, «Марсианин» Ридли Скотта и проекту инопланетного города Илона Маска. Эти популярные в медиакультуре сюжеты и темы отражают освоение космоса как пространства и определяют место человека в этом процессе. «Космос здесь предстает в форме территории, которая должна давать возможность для человеческой жизни, включая атмосферные условия, материальные ресурсы, такие как вода, земля, минералы, — рассказал Панайотис Компациарис. — Под воздействием человеческого труда эти ресурсы должны быть использованы для репродукции человеческой жизни».
В финале дискуссии Чанг Ли, магистрантка ОП «Критические медиаисследования» НИУ ВШЭ, представила авторский музыкальный перформанс о космосе и человеке в нем. Это была беседа между капитаном машины времени и пассажиром, пытающимся улететь в бессмертное будущее. Они обсуждали человеческое измерение времени в будущем, где у всех людей появятся новые тела и никто никогда не умрет.
«В условиях освоения космоса говорить о трансформации человеческого, о встрече человеческого с нечеловеческим можно на разных языках, — уверена Евгения Ним. — И не только на философском или медиаязыке, но и через музыку. Музыка способна рождать совершенно особые чувства, опыт, который не может быть передан дискурсивно. Когда мы хотим размышлять о чем-то выходящем за пределы человеческого разума, музыка — один из лучших способов».
Завершающей частью Cosmic Bodies стал концерт двух музыкальных коллективов, специально подготовивших номера под концепцию мероприятия. Дизайн-оркестр НИУ ВШЭ под руководством Петра Сковородникова исполнил две мировые премьеры электроакустических сочинений композитора Евгении Евпак: пятичастную симфониетту «Случайный НЛО» и экспериментальную композицию «Голос разума», созданную из аудиозаписей реплик докладчиков конференции. Прозвучавшие произведения будут изданы на лейбле Media Sharks в декабре 2022 года. Также посетители музея услышали композиции в исполнении ГАМ-ансамбля под управлением Олега Пайбердина, включая вариации на тему хитов музыкального проекта DVAR.