Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане
Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.
Проблемы общие, решения разные
Евгений Терентьев
«Мы говорили о проблемах вузов в странах БРИКС и вариантах их решения, — рассказал Евгений Терентьев, директор Института образования ВШЭ. — Планируем вместе исследовать, обмениваться лучшими практиками и открывать совместные программы, таким образом создавая общее образовательное поле».
Неравенство в доступе к образованию стало ключевой темой обсуждения. Это общая проблема для стран БРИКС: везде есть регионы, особенно сельские, где сложно получить хорошее образование из-за нехватки школ, учителей и оборудования. Участники обсудили, как исследования в этой области могут помочь разработать стратегии по преодолению неравенства и развитию человеческого капитала.
Эксперты отметили, что важно учитывать культурные особенности каждой страны. В Китае, например, студенты редко задают вопросы из-за традиций, а в Индии доступ к образованию ограничен кастовой системой. Это показывает, что для борьбы с неравенством нужны гибкие подходы, учитывающие специфику каждой страны.
Будущему нужен STEM
Страны БРИКС активно развивают инженерное образование, понимая, что технологические профессии играют ключевую роль в будущем экономическом росте. Во время летней школы одна из участниц представила исследование, в котором сравнила учебные программы инженерных вузов России и Китая. В Китае обучение ориентировано на практику и сотрудничество с реальными предприятиями, тогда как в России акцент — на фундаментальные теоретические знания.
Тем не менее во всех странах сохраняется общая проблема разрыва между программами вузов и запросами работодателей. Как отметил Евгений Терентьев, «университеты адаптируются медленно, а рынок труда меняется быстро». Это особенно заметно в технологических профессиях, где знания устаревают буквально в течение года. Это означает, что высшим учебным заведениям необходимо не только оперативно пересматривать свои программы, но и активно взаимодействовать с индустрией, чтобы готовить специалистов, востребованных сейчас, а не в прошлом десятилетии.
Границы вузам не нужны
Пандемия и мировая напряженность последних лет осложнили международное сотрудничество в образовании. Лиджоу Ванг из университета Токио отметила, что новые ограничения затруднили обмены между вузами разных стран.
В ответ на эти вызовы ученые предложили идею «интернационализации на дому». Она позволяет студентам участвовать в международных лекциях и семинарах онлайн, оставаясь в своей стране. Такой подход открывает доступ к обучению у ведущих мировых преподавателей и дает возможность взаимодействовать с зарубежными коллегами без проблем с визами и лишних расходов на поездки.
На школе также обсудили идею единой системы признания дипломов БРИКС. Это упростит трудоустройство выпускников в любой стране объединения и повысит ценность их дипломов на мировом рынке труда. Такой шаг усилит академическую мобильность и расширит сотрудничество между странами БРИКС.
Сильные игроки на образовательном поле
Сотрудничество в образовании между странами БРИКС дает реальные преимущества. Во-первых, это масштаб: 40% мирового населения живет в этих странах, что создает большие возможности для обмена знаниями. Во-вторых, разнообразие: образовательные системы в странах БРИКС сильно различаются, что помогает находить новые, интересные решения. И, наконец, амбиции: страны готовы пробовать разные подходы и быстро реагировать на изменения.
«Мы планируем создать совместную лабораторию для исследований в высшем образовании», — рассказал Евгений Терентьев. Это позволит странам БРИКС делиться опытом, улучшать свои образовательные системы и лучше подготавливать студентов к будущим вызовам.
Вам также может быть интересно:
«Расстояние не проблема»: ВШЭ развивает сотрудничество с аналитическими центрами стран БРИКС
В конце сентября Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ВШЭ провел встречу с представителями аналитических центров Бразилии, Индии, Египта. Участники рассмотрели возможности взаимодействия, в том числе проведение совместных опросов и сравнительных исследований, а также обсудили формирование общих баз данных и совместные публикации по форсайту и научно-технической политике. Также было принято решение о подготовке проекта многостороннего соглашения о создании Ассоциации форсайт-исследований БРИКС.
Эксперты ВШЭ приняли участие в первом международном семинаре по технологической устойчивости стран БРИКС
19–20 сентября в Сколтехе прошел Первый международный семинар «Технологическая устойчивость стран БРИКС: сотрудничество между университетами и индустрией», организованный совместно с Центром междисциплинарных исследований человеческого потенциала Высшей школы экономики. Встреча прошла в рамках рабочей группы стран БРИКС по технологическому форсайту и научно-техническим исследованиям.
Исследователи ВШЭ разработают биржевую систему БРИКС совместно с китайскими экспертами
Международный центр конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ и Центр конкурентной политики и экспертизы Государственного управления по регулированию рынка Китая подписали соглашение о сотрудничестве. Стороны, в частности, договорились о разработке предложений по развитию биржевой торговли товарами и сырьем между Россией, Китаем и странами БРИКС.
Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования
В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.
«Важно оставаться открытым к новым вызовам и возможностям»
С 22 по 26 июля в Ульяновске прошел X Молодежный саммит БРИКС. В мероприятии приняли участие более 200 молодых специалистов из Бразилии, Индии, Китая, Египта, Ирана, ОАЭ, Саудовской Аравии, Эфиопии, ЮАР и регионов России. Участники собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы современности и перспективы молодежного сотрудничества. Среди делегатов были и студенты НИУ ВШЭ, которые поделились своими впечатлениями с «Вышкой для своих».
Вышка запустила Консорциум юридических школ БРИКС
Факультет права НИУ ВШЭ провел первую онлайн-встречу с юридическими школами и экспертными центрами стран БРИКС. Цель мероприятия — объединить усилия по развитию юридической науки и практики в интересах организации. Для этого по инициативе декана факультета права Вадима Виноградова создан Консорциум юридических школ БРИКС, в который вошли представители ведущих учреждений высшего образования различных стран.
«Мы работаем, чтобы сделать мир более благополучным, справедливым и безопасным»
В Москве 3–4 июля прошел IX Гражданский форум БРИКС — первый с момента присоединения к объединению пяти стран в январе 2024 года. Личное взаимодействие общественных деятелей и гражданских активистов, их совместная работа укрепляет и наполняет содержанием дружественные отношения между странами БРИКС, основанные на принципах взаимного уважения, подчеркнули участники дискуссий. Форум организован Экспертным советом БРИКС, действующим на базе НИУ ВШЭ.
Страны БРИКС поддержали запуск платформы по справедливой конкуренции, разработанной НИУ ВШЭ
В Женеве состоялось заседание Координационного комитета БРИКС по антимонопольной политике в рамках председательства РФ в объединении в 2024 году. Его участники согласовали проект запуска межгосударственной платформы БРИКС по справедливой конкуренции, который был разработан Международным центром конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ и представлен ФАС России в качестве инициативы российского председательства.
Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему
Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.
На Академическом форуме БРИКС обсудили возможности и угрозы искусственного интеллекта
В рамках Академического форума БРИКС, который на днях завершил свою работу в Москве, ученые, эксперты и представители бизнеса обсудили вопросы развития технологий искусственного интеллекта (ИИ), в том числе разработку стандартов и этических норм в этой области, а также совместные исследовательские проекты стран объединения.