НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ
Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.
Общую координацию проекта осуществляет проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин, основу преподавательского корпуса по программам составят специалисты факультета компьютерных наук ВШЭ.
Сергей Рощин
«Возможности, которые сейчас предоставляют генеративные модели, — это новые инструменты для работы с текстами, изображениями, в аналитической деятельности. Новые эти инструменты не только для студентов, но и для многих преподавателей. Поэтому университету важно, чтобы преподаватели не отстали в умении работать с ними от студентов. Университет учит студентов, университет учит преподавателей, можно сказать, что университет самообучается в условиях революционного обновления технологий, связанных с искусственным интеллектом», — подчеркнул Сергей Рощин.
Участники проекта узнают о современных методах и технологиях ИИ, научатся работать с данными и моделями, познакомятся с возможностями и ограничениями нейронных сетей, а также исследуют применение ИИ в образовании.
Евгений Соколов
«Искусственный интеллект — совершенно не новая тема. В Вышке очень развито преподавание анализа данных и машинного обучения, этому посвящено немало дисциплин и на профильных факультетах, и на всех образовательных программах в рамках Data Culture. А в Центре непрерывного образования ФКН есть опыт обучения цифровым навыкам и сотрудников других компаний, в том числе топ-менеджеров. Но сейчас эта область переживает очередной подъем: генеративные модели показывают потрясающие способности, появляются удобные инструменты для решения рутинных задач (а порой и не таких уж рутинных!). Сюда можно отнести и создание обзоров по конкретным темам, и подготовку заданий для студентов, и проверку этих заданий, и анализ больших объемов текста. Да и базовые языковые модели вроде YandexGPT или GigaChat способны на очень многое», — отмечает Евгений Соколов, научный руководитель Центра непрерывного образования, руководитель департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук ВШЭ.
НИУ ВШЭ предложит на выбор курсы по четырем программам различного уровня, позволяя каждому сотруднику выбрать наиболее подходящий образовательный трек и сформировать компетенции, актуальные для современной науки и образования и необходимые для его научно-педагогической деятельности в Вышке.
«Знакомство с искусственным интеллектом для преподавателей и исследователей» — ознакомительный курс, позволяющий разобраться в основах искусственного интеллекта, узнать о кейсах применения ИИ и его этике в образовательном процессе.
«Инструменты искусственного интеллекта без программирования для преподавателей и исследователей» — курс, предназначенный для освоения методов анализа данных и визуализации с помощью no-code-инструментов, не требующих предварительных знаний в области программирования.
«Инструменты искусственного интеллекта на Python для преподавателей и исследователей» — для тех, кто уже знаком с Python и желает глубже погрузиться в применение и дообучение моделей ИИ в своей научной и образовательной деятельности.
«Сервисы искусственного интеллекта для преподавателя» — программа, сфокусированная на использовании готовых инструментов на основе ИИ для создания учебных материалов, контрольных заданий и автоматизации образовательного процесса. Эта программа предназначена уже для тьюторов.
«На факультете компьютерных наук накопился колоссальный опыт обучения методам ИИ. Мы рады, что сейчас вместе с нашими коллегами по университету сможем продумать новые дисциплины для студентов, новые методики преподавания и новые идеи для исследований», — заключил Евгений Соколов.
Каждому участнику, успешно завершившему обучение, будет выдано удостоверение о повышении квалификации, что также подчеркивает стратегическую важность тематики ИИ для университета и необходимость его адаптации к быстро меняющемуся технологическому ландшафту. Организацией программ повышения квалификации занимается Центр непрерывного образования ФКН, а административное сопровождение всех курсов будет осуществлять Центр повышения квалификации (ЦПК).
Михаил Рожков
«Предполагается, что на первом этапе из состава академических руководителей и преподавателей двух-трех факультетов будет отобрана пилотная группа слушателей, которая пройдет обучение в апреле — мае. Далее, летом, с учетом полученного в рамках пилота опыта и соответствующей корректировки программ будет записан онлайн-курс. И с использованием этих видеозаписей в качестве лекционного материала с осени стартует массовое обучение преподавателей всех факультетов. При этом ставится амбициозная задача, чтобы к концу текущего, 2024 года курсы по ИИ прошла значительная часть штатного профессорско-преподавательского состава университета», — прокомментировал Михаил Рожков, заместитель первого проректора, и.о. директора ЦПК.
Проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава реализуется в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
НИУ ВШЭ занимает первое место по таким критериям, как «востребованность выпускников на рынке труда», «качество образовательной среды» и «активность в развитии школьного образования», по версии Альянса в сфере ИИ.
Вам также может быть интересно:
Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии
Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
«Нам удалось провести настоящий хакатон, когда нет заранее понятного пайплайна, как получить решение»
С 13 по 20 октября в НИУ ВШЭ прошел хакатон “HSE AI Assistant Hack: Python”, организованный факультетом компьютерных наук и Центром искусственного интеллекта ВШЭ. За призовые места боролись 89 студенческих команд из ведущих вузов страны.
Ученые Вышки представили разработки, связанные с применением ИИ в медицине
Искусственный интеллект не заменит врача, но может стать ему отличным помощником. При этом здравоохранение нуждается в высокотехнологичных продуктах, которые способны быстро анализировать и контролировать состояние пациентов. Ученые Вышки применили ИИ для предоперационного планирования и постоперационной оценки результатов в спинальной хирургии и разработали автоматическую интеллектуальную систему для оценки биомеханики рук и ног.
Ученые Вышки представили проекты по этической экспертизе в сфере ИИ
Технологии искусственного интеллекта уже стали неотъемлемой частью повседневной жизни и активно применяются в различных отраслях экономики. Однако этические вопросы использования ИИ все еще требуют обсуждения и осмысления. Сегодня в России с участием ученых НИУ ВШЭ ведется работа над несколькими отраслевыми приложениями к национальному Кодексу этики в сфере ИИ, в которых будут конкретные рекомендации в помощь каждому, кто нуждается в понимании и анализе рисков и угроз со стороны ИИ.
Три команды ВШЭ стали победителями на всероссийском хакатоне «Цифровой прорыв»
В конце сентября в Москве состоялся всероссийский хакатон «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». На соревнование собрались 314 команд и 1616 человек со всей страны. Они состязались в решении задач от партнеров хакатона — государственных организаций и компаний: «РЖД», «Росатома», Центра робототехники Сбера, «Сколтеха» и многих других. Три команды студентов факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ приняли участие в хакатоне и выиграли в двух кейсах.
С помощью ученых НИУ ВШЭ и Сбера преподаватели смогут повысить качество онлайн-обучения
Ученые Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и исследователи Лаборатории искусственного интеллекта Сбербанка научились определять вовлеченность участников онлайн-мероприятий. Метод, основанный на анализе видео лица, помогает выявить, насколько слушатель заинтересован в материале. Научная статья о проведенном исследовании опубликована в рамках Международной конференции по искусственному интеллекту в образовании — AIED 2024.
Вышка расширит сотрудничество с Агентством стратегических инициатив для разработки передовых решений
В Высшей школе экономики прошел День знакомства университета и Агентства стратегических инициатив (АСИ). Стороны представили свои исследовательские и аналитические проекты и наметили направления совместной работы. Задача ученых и экспертов — повысить эффективность и ускорить внедрение в практику прорывных научных разработок по широкому спектру направлений — от экономических прогнозов до нейропротезирования.
Исследователи НИУ ВШЭ и Сбера добавят эмоций искусственному интеллекту
Ученые Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и исследователи Лаборатории искусственного интеллекта Сбербанка разработали специальную систему, которая с помощью больших языковых моделей сделает искусственный интеллект (AI) более эмоциональным при общении с человеком. Синтезом AI-эмоций займутся набирающие популярность мультиагентные модели. Научная работа о проведенном исследовании опубликована в рамках Международной совместной конференции по искусственному интеллекту — IJCAI 2024.
Вышка и «Яндекс» научат преподавателей российских вузов ИИ-грамотности
«Яндекс Образование» и факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ (ФКН ВШЭ) создали совместный онлайн-гайд, посвященный промптингу — формулированию запросов к нейросетям. Он доступен всем на платформе «Яндекса» и в первую очередь будет полезен преподавателям, которые никогда не пользовались GPT в работе или только начинают применять ИИ-инструменты. Как правильно создать запрос к нейросети? Как грамотно использовать GPT-модели в образовательных целях? Какие задачи преподаватели могут решать с помощью искусственного интеллекта? Гайд отвечает на эти и другие вопросы по работе с нейросетями.