«Развитие экономики без фактора ИИ уже невозможно»
В Шанхае стартовал международный летний институт по исследованиям искусственного интеллекта в образовании, организованный Институтом образования НИУ ВШЭ совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом (ВКПУ). На него приехало свыше 50 участников и ключевых спикеров более чем из десяти стран Азии, Европы, Северной и Южной Америки. Они обсудили использование ИИ-технологий в образовании и других сферах.
Открывая программу, профессор Мэн Ю и заместитель декана факультета компьютерных наук Восточно-китайского педагогического университета Сюй Фэй подчеркнули, что стремительное развитие технологий ИИ требует международного сотрудничества и междисциплинарных исследований. «Мы рады объединить усилия с Институтом образования Высшей школы экономики и уверены, что неделя в Шанхае станет отправной точкой для долгосрочных совместных проектов», — отметили Мэн Ю и Сюй Фэй.
Директор Института образования Евгений Терентьев напомнил, что исследовательские альянсы российских и китайских университетов приобретают стратегическое значение и открывают новые горизонты сотрудничества. Он также представил результаты одного из последних исследований Инобра — типологию реакций российских университетов на генеративный ИИ: от запрета до активного внедрения. Анализ показал, что большинство университетов пока остаются в серой зоне, не формализуя правила использования новых технологий.
Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов в своем выступлении обозначил пять направлений, в которых ИИ уже трансформирует высшее образование. Во-первых, это необходимость изменения учебных практик и образовательной рутины. Во-вторых, новая роль когнитивных навыков человека. В-третьих, возможность преодоления образовательной неуспешности путем налаживания механизма персонализированной обратной связи. Кроме того, это новые форматы обучения (в том числе игровые). Пятое направление — новые механизмы встраивания в рынок труда, основанные на реальных навыках, а не на возможности выполнения рутинных операций.

Он также подчеркнул возможные направления использования ИИ во благо, для укрепления человека. «Эффективное (грамотное) внедрение ИИ в образование, основанное на прозрачных правилах, мотивации студентов к выполнению более сложных задач с помощью ИИ, чем без него, а также персонализированные рекомендации — все это вместе может снизить образовательную неуспешность и высвободить экономический потенциал, создавая равные возможности для формирования конкурентоспособной рабочей силы и обеспечивая устойчивое развитие. Поэтому давайте двигаться в направлении грамотности будущего и ИИ-грамотности с пониманием того, что развитие экономики без фактора ИИ уже невозможно, а вот регресс в случае неаккуратного, безграмотного использования вполне вероятен», — сказал Ярослав Кузьминов.
Этот лейтмотив продолжила Екатерина Кручинская, старший преподаватель кафедры высшей математики НИУ ВШЭ. Она рассказала о результатах опроса студентов десяти селективных (топовых) вузов России. Опрос показал, что студенты чаще всего используют генеративные модели для пересказа текстов, анализа данных и программирования, однако экономия времени остается минимальной из-за необходимости проверять результаты. При этом практики использования все еще не организованы, и в основном студенты пользуются ИИ для того, чтобы больше отдохнуть, но не для того, чтобы использовать возможности генеративных моделей для выполнения более сложных, креативных задач.

«Опасность использования генеративного ИИ значительно снизится, когда эти практики его использования станут более институционализированы, а студенты будут мотивированы не имитировать, а улучшать свои реальные результаты», — резюмировала Екатерина Кручинская.
С лекцией выступил Окан Булут, профессор Университета Альберты (Канада), который рассказал о проблемах применения искусственного интеллекта в образовании. Он выделил ключевые трудности в оценке использования ИИ и обсудил, как эту технологию можно направить на благо обучения. В продолжение темы доцент Университета образования Гонконга Мик Фанги рассказал об изменении традиционных представлений о компьютерно-поддерживаемом совместном обучении. Он объяснил, что, если раньше технологии рассматривались лишь как средства взаимодействия студентов друг с другом, теперь же сами ИИ-инструменты становятся полноценными участниками процесса. На примере групповой работы с текстом профессор Фанги подсветил и новые риски фрирайдерства — случаи, когда студенты используют ИИ прежде всего для экономии времени, а не для углубления совместной работы, — и предложил исследовательскую повестку, фокусирующуюся на поведении отдельных участников.
Финалом первого дня стал академический «спид-дейтинг»: участники обменялись идеями своих проектов и обозначили задачи, над которыми будут работать в течение недели в Шанхае. Впереди у них серия лекций, мастер-классов и воркшопов по методам исследования. По итогам работы каждый участник презентует свое исследование с учетом полученных в рамках летнего института рекомендаций от экспертов Института образования НИУ ВШЭ и ВКПУ.
Вам также может быть интересно:
Эксперты ВШЭ и РГАИС выступили за патентную защиту ИИ-решений
В НИУ ВШЭ состоялся круглый стол «Искусственный интеллект и ИТ-решения: тенденции охраны и возможности патентования». Лейтмотивом мероприятия стало признание необходимости доработки действующего отечественного законодательства в области интеллектуальной собственности на основе риск-ориентированного подхода.
Рекомендательные системы: новые алгоритмы и современная практика
Институт ИИ и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ провел конференцию, посвященную передовым технологиям рекомендательных систем. Мероприятие прошло в атмосфере активного обмена опытом между ведущими специалистами отрасли и позволило участникам ознакомиться с последними достижениями и практическими решениями в области разработки рекомендательных моделей.
ИИ в университетах: раскрытие потенциала и преодоление тревог
Образовательные ИИ-инструменты заметно эволюционировали, однако до сих пор многие представители университетов и рядовые пользователи испытывают опасения на их счет. Ученые Института образования НИУ ВШЭ изучили различные аспекты интеграции искусственного интеллекта в образовательный процесс и объединили усилия с ИТ-компанией «Кеды профессора», чтобы помогать российским вузам встраивать ИИ-решения в свою работу.
«ИИ и машинное обучение — мощные технологии, но не везде научились их применять»
Рост доходов мировой индустрии образования может составить до 4% в ближайшие годы благодаря внедрению технологий искусственного интеллекта. Кроме того, ИИ сокращает время работы преподавателей в 4–5 раз. Эксперты Вышки рассказали, как преподаватели и административный персонал вузов осваивают нейросети, боты и другие инструменты и почему не стоит бояться, что их заменит ИИ.
Онлайн-кампус НИУ ВШЭ стал лауреатом премии «AI Олимп»
«AI Олимп» оценивает разработки в области искусственного интеллекта и является продолжением проекта Digital Leaders, который более 10 лет освещает лучшие достижения в области цифровизации, онлайн-сервисов и диджитал-решений.Онлайн-кампус НИУ ВШЭ стал победителем номинации «Платформа года» в категории «Персонализированные обучающие платформы». Среди лауреатов премии — Сбер, «Гемотэк», RuStore, «Норникель», «Авито» и другие крупные компании.
Меньше половины пиарщиков сообщают клиентам, что пользуются ИИ
Центр медиапрактик Высшей школы экономики совместно с АКОС подготовил исследование о том, как российские пиарщики пользуются искусственным интеллектом. Большинство респондентов оценивают работу с нейросетями как эффективную и считают, что использование ИИ улучшило качество их работы.
В НИУ ВШЭ будет создан Центр подготовки кадров для ИТ-отрасли
Минцифры России совместно с Аналитическим центром при Правительстве России подвели итоги конкурсного отбора вузов для получения грантов на запуск углубленного ИТ-образования. Заявки на конкурс подали 50 вузов, определены 26 победителей из 13 регионов, в том числе Высшая школа экономики.
Сервисы должны быть гибкими: как использовать искусственный интеллект государству
Международная лаборатория цифровой трансформации в государственном управлении НИУ ВШЭ провела круглый стол «Искусственный интеллект в государственном управлении: современные тенденции». Какие сервисы улучшит ИИ и что важно учитывать, применяя новые технологии, рассказали российские и зарубежные ученые.
«Когда мир стремительно меняется, важно искать инструменты управления изменениями»
В начале апреля в Высшей школе экономики в Москве состоялась XIX Всероссийская научная конференция с международным участием «Параллельные вычислительные технологии» (ПаВТ). Конференция ПаВТ — ежегодное научное мероприятие, которое проводится в крупных научных центрах России. Форум в НИУ ВШЭ объединил более 200 ученых из пяти стран. Участники конференции представляли 55 организаций из 28 городов, в том числе 15 институтов РАН и НИИ, 30 университетов, 8 предприятий ИТ-индустрии и 2 промышленных предприятия.
ВШЭ — лидер конкурсного отбора Минцифры России по подготовке кадров в области ИИ
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Аналитический центр при Правительстве РФ завершили конкурсный отбор вузов, которые в 2025–2030 годах займутся подготовкой специалистов в сфере искусственного интеллекта. По итогам конкурсного отбора по программам высшего уровня «ТОП ДС» первое место заняла Высшая школа экономики.