Зарплата после программ бесплатного переобучения в среднем вырастает почти на 20%
Уровень зарплаты после переобучения или повышения квалификации в среднем повышается почти на 20% у всех переобучившихся. К такому выводу пришли исследователи НИУ ВШЭ — данные представлены в аналитическом докладе о том, как образование влияет на качество занятости и уровень зарплаты по итогам освоения новых навыков. В основу исследования легли данные об итогах реализации образовательных программ бесплатного переобучения и повышения квалификации федерального проекта «Содействие занятости» (мероприятие национального проекта «Демография», с 2025 года программа реализуется в рамках нацпроекта «Кадры»).
Программы бесплатного переобучения оказывают существенное положительное влияние на уровень заработной платы и карьерные перспективы граждан, при этом работодатели высоко оценивают качество подготовки и мотивации у переобученных сотрудников.
Так, по данным исследователей, по итогам обучения уровень занятости среди участников федерального проекта «Содействие занятости» в среднем составляет 82% в течение всего года после обучения.
Еще один значимый результат программ бесплатного переобучения состоит в том, что получившие новые знания граждане, как правило, занимают после обучения достаточно высокие карьерные позиции.
Главные выводы исследования
Рост занятости и карьерный рост после обучения — 82% участников проекта успешно трудоустроены.
Прирост заработной платы статистически значим во всех категориях участников программ переобучения (ищущие работу и безработные граждане, предпенсионеры, женщины в отпуске по уходу за ребенком и др.).
Влияние обучения на увеличение заработной платы:
Результаты исследования показывают значимый прирост заработной платы во всех категориях слушателей — на 19,8% (из расчета сравнения за 3 месяца до обучения и 3 месяца после обучения), прошедших обучение в рамках проекта. Это общее подтверждение положительного влияния на доход.
Наиболее эффективными образовательные инвестиции оказались для граждан в возрастной группе 18-39 лет — относительный прирост заработной платы после обучения у них составил 54,6%
В отраслях с высоким уровнем цифровизации, таких как «деятельность в области информации и связи», наблюдается более высокий прирост заработной платы после обучения.
В регионах с более низким уровнем заработной платы социальный эффект программ переобучения проявляется сильнее, обеспечивая более значительный значительный рост доходов.
Отношение к программам переобучения у работодателей
Работодатели удовлетворены качеством программ и отмечают высокий уровень получаемых знаний, умений и навыков сотрудников после обучения.
Обучение по программам проекта оказывает влияние на мотивацию и адаптацию к трудовой деятельности после трудоустройства.
Продуктивность участников проекта на новом рабочем месте значительно увеличивается после прохождения обучения (по мнению работодателей).
Востребованные программы в СПО
Программы подготовки поваров, электрогазосварщиков, воспитателей и электромонтеров входят в число наиболее востребованных в СПО. Доля каждой из этих программ в общем объеме обучения в СПО составляет примерно 10-15%.
Илья Коршунов
«Надо отметить, что программы ДПО действительно работают на благо экономики, — говорит Илья Коршунов, заместитель директора Института образования, НИУ ВШЭ. — Чем больше охват обучением взрослого население, тем в странах больше ВВП на душу населения. Такая устойчивая корреляция была обнаружена в мире в 2006 году, когда накопилось достаточно статистических данных о процессах обучения взрослых граждан в разных странах. Это оказалось справедливо не только для государств, но для регионов, в том числе субъектов Российской Федерации. Мы наблюдаем за таким показателем как охват взрослого населения образованием и обучением во всем мире.
Почему так получается: в результате обучения человек более эффективно встраивается в производственные и организационные процессы на предприятии и приносит больше пользы, а значит, выпускается продукция лучшего качества и в большем количестве.
Люди интуитивно понимают, что правильная образовательная стратегия позволяет быть востребованным с новыми компетенциями, и поэтому охотно идут учиться. Более того, желающие учиться — это активная часть работников, которая понимает, что просто сидеть на одном месте — не выигрышная манера поведения в жизни. Важно и то, что более долгая и здоровая жизнь приготовила нам объективное испытание — наши навыки и техника на рабочем месте будут устаревать не один раз, а значит, точно придется переучиваться. Тот, кто это понимает — объективно успешнее и получает более высокую зарплату.
Государство оказывает значительную поддержку тем, кто по каким-то причинам пропустил свой дефицит навыков. Дам очень практический совет: ведите учет своей заработной платы, записывая каждый месяц личный доход. И если вы увидите, что на протяжении 6 месяцев он снижается, точно пора начинать делать что-то другое и, следовательно, скорее идите учиться.
Бесплатные программы “Содействия занятости” пользуются огромным спросом. Надо понимать, что они не бесплатные, а за них хорошо платит государство. И не просто платит, но и выстроило систему, по которой за три года реализации проекта такие программы существенно нарастили свою эффективность. Они реализуются в лучших региональных и федеральных университетах и колледжах, нарастивших свою материально-техническую базу, имеющих прекрасные связи с работодателями, которые на выходе фактически расхватывают студентов, теперь очень заинтересованы в кадрах более старшего возраста. Более того, эффект дают трехсторонние соглашения с реальным сектором экономики, которые обеспечивают целевой прием на ДПО под конкретное растущее предприятие.
Мы в НИУ ВШЭ накопили анализ опыта фактически всех российских инициатив, включающих обучение взрослых. И могу уверенно сказать — более востребованного и эффективного проекта поддержки трудовой карьеры граждан современная Россия еще не знала. Надо сказать, что и зарубежный опыт отстает от нашего. Только у нас в Российской Федерации лучшие университеты и колледжи столь активно взялись за содействие карьеры и занятости населения в целом. Возможно, что это как раз одна из лучших черт нашего общенационального менталитета».
Ян Талбацкий
«Высокая результативность программы обучения во многом обусловлена четко выстроенной системой контроля качества, — считает Ян Талбацкий, заместитель руководителя, Федеральная служба по труду и занятости. — Она начинается с тщательного отбора образовательных учреждений и включает согласование аннотаций программ органами занятости, а также заключение трехстороннего договора, предусматривающего обязательства по трудоустройству обученных.
Особый стимул для учебных заведений создает механизм поэтапной оплаты: то есть треть суммы за обучение образовательная организация получает только после подтверждения факта трудоустройства слушателя. Это служит дополнительной гарантией выполнения всех условий и качественной подготовки специалистов. При этом для граждан обучение является полностью бесплатным, а все финансовые издержки берет на себя государство.
Важным этапом программы является профессиональное профилирование, которое проходит каждый участник перед началом обучения. Специалисты центра занятости помогают определить, как выбранное направление может усилить компетенции кандидата и положительно повлиять на его карьерные перспективы и уровень дохода.
Исследование НИУ ВШЭ показало, что даже обучение по рабочим профессиям позволяло слушателям по его завершению уверенно занимать высокие позиции. Особую значимость программа обучения имеет для лиц старшего возраста, которые обладают большим профессиональным опытом, но нуждаются в современных навыках для повышения мобильности и вовлеченности в высокопроизводительные процессы. Благодаря участию в программе они сохраняют занятость, освоив работу на современном оборудовании, и даже занимают более высокие позиции, уже имея необходимые для этого навыки.
Значительный эффект программа оказывает и на дальнейшее выстраивание карьеры женщин, возвращающихся после декретного отпуска. Исследование показывает, что участницы программы успешно занимают позиции как высшего, так и среднего уровня квалификации, эффективно восстанавливая свою профессиональную траекторию после отпуска».
Дмитрий Платыгин
«Перечень из 360 программ для бесплатного переобучения и повышения квалификации в 2025 году сформирован на основе пятилетнего прогноза потребности экономики в кадрах и предложений отраслевых ведомств, — отметил Дмитрий Платыгин, заместитель Министра труда и социальной защиты РФ. — При подборе программ учтут предпочтения, уровень подготовки соискателей, а также результаты профориентационного тестирования. Услугой могут воспользоваться как безработные, так и работающие граждане, которые хотели бы получить более востребованную профессию или увеличить свой заработок, в том числе люди с инвалидностью, граждане старшего возраста, неработающие мамы детей дошкольного возраста, отдельные категории молодежи, а также участники СВО и члены их семей».
Вам также может быть интересно:
Как нацпроекты изменили жизнь россиян
29 января в рамках торжественного мероприятия «Национальный эксперт — 2023» был представлен сводный доклад АНО «Национальные приоритеты» и НИУ ВШЭ об эффектах от реализации национальных проектов в 2019–2023 годах для российского общества. Он стал итогом серии из восьми экспертных встреч. Доклад выявляет главные векторы влияния национальных проектов на жизнь людей и страны, общество и экономику.
Эксперты НИУ ВШЭ разработали предложения по запуску комплексных проектов развития Тюменской области
Двухдневной стратегической сессией в Тюмени завершилась программа НИУ ВШЭ «Реализация национальных проектов на территории Тюменской области: от федеральных задач к опережающему развитию региона». Эксперты университета оценили ход реализации национальных проектов и разработали предложения по запуску комплексных проектов развития территории.
«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»
Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.
Долгосрочные целевые программы в образовании и здравоохранении
7 июля в ГУ-ВШЭ при участии Департамента социального развития и охраны окружающей среды Правительства Российской Федерации состоялось совещание, посвященное обсуждению вопросов развития и эффективного внедрения в период экономического кризиса долгосрочных целевых программ в социальной сфере, в частности в образовании и здравоохранении.
О чем молчат региональные министры?
Участники круглого стола «Эффекты реализации приоритетного национального проекта "Образование"», состоявшегося 7 апреля в рамках X Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, обсуждали не только положительные результаты, но и возможные риски внедрения новых экономических механизмов в школьном образовании.
"Образование" — самый удачный из национальных проектов
28 декабря в агентстве РИА "Новости" прошла онлайн-конференция, в которой приняли участие ректор ГУ-ВШЭ, председатель Комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации Ярослав Кузьминов, член ОП РФ, директор частной школы "Наследник" Любовь Духанина и проректор ГУ-ВШЭ, директор Института развития образования Вышки Борис Рудник