• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Трендвотчинг: кардинальные инновации в креативных индустриях и творчестве

Трендвотчинг: кардинальные инновации в креативных индустриях и творчестве

© Artem Zakharov / iStock

Быстрое развитие технологий, адаптация бизнес-процессов к новым экономическим реалиям и изменение запросов аудитории требуют от специалистов креативных индустрий быть в курсе актуальных трендов и проявлять гибкость при реализации проектов. В апреле — мае 2025 года Институт развития креативных индустрий (ИРКИ) факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ провел исследование трендов в сфере творческих отраслей.

В ходе исследования было опрошено более 300 ведущих специалистов, представляющих различные креативные индустрии. Экспертам было предложено спрогнозировать ключевые тенденции, кардинальные инновации и разработки, которые появятся в креативных индустриях и сфере творчества в ближайшие три года.

Как именно изменится креативная экономика под влиянием новых технологий и трендов? Результаты опроса позволяют четко определить основные направления этой трансформации.

Технологические тренды в креативных индустриях: 

 активное внедрение искусственного интеллекта (ИИ) во все креативные индустрии — от генерации контента в рекламе до помощи композиторам в создании музыки; 

 нейротехнологии и носимые устройства, позволяющие считывать метрики тела и создавать новые формы взаимодействия, становятся ключевыми для развития интерактивных медиа и музыки; развитие когнитивных нейроадаптированных носимых предиктивных моделей;

 метавселенные, смешанная и дополненная реальности (AR/MR) используются как инструменты для интеграции брендов в цифровые пространства; интеграция творческих проектов с IoT (интернетом вещей).

Изменения в подходах к творчеству:

 переход от шаблонных решений к экспериментальным подходам;

 персонализация и интерактивность становятся стандартом — от индивидуального опыта на мероприятиях до углубленной персонализации контента в рекламе;

 автоматизация рутинных процессов высвобождает больше времени для креатива; 

 геймификация становится стандартом реализации проектов.

Финансовая оценка результатов творчества: 

 данные и метрики используются для финансовой оценки результатов творчества, большие данные позволяют провести справедливую оценку и определить стоимость продукта на основании полезности для конечного потребителя, что позволит устанавливать равновесную цену на творческие продукты (например, считывание реакции аудитории в интерактивных медиа); 

 рынок маркетплейсов трансформирует творчество, устанавливая новые правила ценообразования и распространения творческих продуктов. 

Образование и наука:

 конвергенция разных наук и репрезентация междисциплинарного инструментария;

 появление новых форматов Practice as Research; 

 дальнейшая конвергенция науки, искусства и просветительства, основанная на инновационных принципах открытой науки;

 цифровизация науки и развитие формата электронных научных журналов создает новые форматы распространения знаний: формирование креативных цифровых площадок и создание репозитория качественных метаданных;

 распространение научных знаний на платформах Open Аccess;

 появление нейросетевых педагогических симулякров.

Социальные и культурные изменения:

 сегментация аудитории на малые сообщества требует более узконаправленных творческих стратегий;

 элитаризация живых событий (концерты, выставки) сочетается с развитием комьюнити и пользовательского контента (UGC); 

 усиление акцента на индивидуальном опыте участника/зрителя, развитие событийной интерактивности.

Ирина Сахно

«Важное место в нашем “Журнале ВШЭ по искусству и дизайну” занимает исследование новейших теорий в области искусства и практик дизайна. В ближайшие годы новые форматы Practice as Research, когда в науку приходят практикующие художники, определят инновационные стратегии издательской деятельности журналов по искусству и дизайну», — рассказывает Ирина Сахно, профессор Школы дизайна ФКИ НИУ ВШЭ, главный редактор «Журнала ВШЭ по искусству и дизайну» / HSE University Journal of Art & Design.

Елена Ермаковишна

«Искусственный интеллект станет помощником в выполнении рутинных задач, что даст больше времени для творчества. В индустрии моды ИИ будет активно использоваться в работе над кампейнами коллекций», — комментирует Елена Ермаковишна, руководитель HSE CREATIVE HUB и преподаватель Школы дизайна, продюсер культурных событий, искусствовед, дизайнер.

Евгения Евпак

«В музыке — элитаризация живых концертов и фокус на работе артиста с развитием сообщества единомышленников, модель рекурсивной мифологизации нарративов музыкального творчества артиста с построением дополнительных веток трансмедиа на основе фанфиков и UGC (user-generated content)», — объясняет Евгения Евпак, композитор, историк музыкальных инноваций, исследователь музыкальной индустрии.

Александр Бару

«Сторителлинг станет основой рекламы», — комментирует Александр Бару, преподаватель дизайн-мышления и маркетинга в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

Эксперты считают, что креативные индустрии ждет радикальная трансформация под влиянием новых технологий. Это потребует от специалистов и институций гибкости и пересмотра привычных бизнес-моделей.

Приведенный материал продолжает серию трендвотчинг-исследований ИРКИ НИУ ВШЭ. В 2024 году в рамках прогнозирования рынка труда в креативных индустриях ИРКИ и Школой дизайна НИУ ВШЭ была проведена серия интервью с ведущими специалистами в некоторых областях креативных индустрий. Результаты экспертного опроса были опубликованы в девятом выпуске дайджеста CREATIVE.HSE DIGEST.

Вам также может быть интересно:

«Доля вложенного творческого труда растет, предприимчивость и изобретательность выходят на передний план»

25 марта состоялась третья ежегодная научно-практическая конференция Института развития креативных индустрий ФКИ ВШЭ «Стратегическое развитие креативных индустрий». В ней приняли участие представители экспертного сообщества, органов власти, федеральных и региональных министерств и ведомств, бизнеса, образовательных учреждений, проектных и исследовательских организаций.

НИУ ВШЭ представил результаты рейтингового исследования креативных индустрий в регионах России

Институт развития креативных индустрий Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ провел исследование, в рамках которого был составлен рейтинг развития креативных индустрий в регионах. В этом исследовании оценивалось как состояние креативных индустрий в регионе в целом, так и усилия местных властей по развитию потенциала территорий.

Для 70% российских креаторов работа в соцмедиа — основной род деятельности

Новое исследование «Эпоха творцов», проведенное Институтом исследований культуры НИУ ВШЭ, подтверждает растущий тренд на использование отечественных платформ креаторами, подчеркивая важность микроинфлюенсеров, коротких видеоформатов и региональной экспансии.

Креативный анализ: результаты исследования ученых пермского кампуса НИУ ВШЭ

Эксперты НИУ ВШЭ — Пермь завершили работу над масштабным проектом, посвященным анализу состояния креативных индустрий в Пермском крае и формированию рекомендаций по их развитию. Исследование проводилось при методической и экспертной поддержке ученых Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгения Куценко и Виктории Боос. Рассказываем о ключевых результатах проекта.

Креативные индустрии в России на подъеме

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучает структуру креативных индустрий и динамику их развития с 2019 года на основе доступных данных статистики. Как показывают результаты анализа, креативный сектор заметно опережает по темпам роста экономику в целом и проявляет устойчивость к внешним шокам. В последние годы в этой сфере деятельности в России был получен особый импульс для роста, чему способствовало появление профильных институтов развития и целый ряд новых инструментов политики.

Творчество как сектор экономики

Креативные индустрии — быстрорастущий, разнородный и инвестиционно привлекательный сектор российской экономики. Это показали результаты исследования, проведенного Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с НИУ ВШЭ, Росстатом, ReksoftConsulting и Бюро K22. Презентация работы прошла в ТАСС.

Сплав академичности и практичности: студенты и аспиранты исследовали креативную экономику

В НИУ ВШЭ прошел Четвертый международный форум молодых исследователей креативной экономики. Свои доклады представили авторы научных работ, прошедших конкурсный отбор: российские и зарубежные исследователи в возрасте до 35 лет, аспиранты и студенты, изучающие социально-экономические аспекты развития креативной экономики и креативных индустрий.

Секрет креативности: что нужно для развития индустрии

Сегодня значимость креативных индустрий для экономического развития неоспорима. Российские и зарубежные исследователи собрались в Вышке, чтобы обсудить факторы и особенности работы этой сферы на IV Международной научной конференции «Креативная экономика: ключевые тренды развития и государственная политика».

Высшая школа экономики провела обсуждение развития кластера креативных индустрий в Пермском крае

Приоритетные направления креативной экономики в Пермском крае, важность образовательной составляющей в развитии креативных индустрии обсудили эксперты в рамках пленарной дискуссии «Развитие кластера креативных индустрий в Пермском крае». Мероприятие было организовано Высшей школой экономики совместно с Агентством по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края на форуме «Дни пермского бизнеса».

«Креативный продукт должен удивлять, быть удобным и безопасным, но при этом уникальным»

Новая онлайн-магистратура Вышки превращает креаторов в предпринимателей, способных запускать и развивать бизнес в творческих сферах. Программа «Управление в креативных индустриях» учит разрабатывать концепцию стартапа на основе рыночных трендов, привлекать инвестиции — от грантов до краудлендинга, работать в scrum-командах.