• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа исследователей гражданского общества

В этом году прошла первая Летняя школа исследователей гражданского общества, организованная Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ. О работе школы рассказывает директор Центра Ирина Мерсиянова.

— Ирина Владимировна, Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ проводил Летнюю школу впервые. Почему она стала необходима, какой была главная цель школы?

— Действительно, мы провели в этом году первую Летнюю школу, но уже давно готовились к этому событию. С 2008 года в нашем Центре реализуется программа содействия формированию профессионального сообщества исследователей гражданского общества. И Летняя школа, на наш взгляд, — вполне логичное продолжение этой работы. Мы постепенно стали своеобразным центром притяжения для региональных исследователей, которые занимаются вопросами гражданского общества в нашей стране. И, конечно, давно хотели провести такую школу для обмена опытом и обучения региональных исследователей.

Гражданское общество, как известно, является объектом изучения многих наук, и мы стремились первую школу провести в междисциплинарном ключе, важно было собрать вместе социологов, психологов, юристов, политологов, экономистов, историков и так далее, чтобы эффективнее учиться видению гражданского общества с разных научных перспектив.

— Кто участвовал в работе школы в качестве слушателей и лекторов?

— Участников школы мы отбирали по конкурсу на основе присланных описаний исследовательских проектов и мотивационных писем. Поступило более 70 заявок. Причем мы позиционировали Летнюю школу как мероприятие для молодых исследователей гражданского общества. А в результате мы получили заявки как от студентов, так и от докторантов. Впрочем, «скидок» при отборе не было ни для кого. Появились очень сильные студенческие работы. Из числа полученных заявок было отобрано 35 из 16 регионов России, а также из ближнего зарубежья: Украины, Молдовы, Грузии, Южной Осетии.

Многие занятия проводились сотрудниками нашего Центра. Кроме того, к проведению занятий привлекались преподаватели Высшей школы экономики, а также российские и международные эксперты в области исследований гражданского общества. Спикерами стали ведущие научные сотрудники нашего Центра и известные эксперты федерального уровня по различным аспектам гражданского общества и некоммерческого сектора. Скажем, Элла Александровна Памфилова, научный сотрудник нашего Центра, бывший председатель Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека на своей лекции «Гражданское общество и политические процессы» рассказала о проблемах становления и развития российского гражданского общества. А в развернувшейся после лекции дискуссии принял участие научный руководитель нашего Центра Лев Ильич Якобсон.

Свои сессии провели ведущие научные сотрудники Центра Алла Борисовна Купрейченко и Анастасия Сергеевна Туманова — это были, соответственно, «Психологические факторы альтруистического и просоциального поведения» и «Гражданское общество в России: исторический и теоретический аспекты проблемы». Из названий сессий следует, что на них эксперты уделили внимание психологическим и историко-теоретическим аспектам исследований гражданского общества.

Также у нас провели свои занятия ординарный профессор ВШЭ Елена Сергеевна Шомина, которая является одним из самых известных экспертов по местному самоуправлению России. По вопросам взаимодействия церкви и общества экспертом выступил доцент кафедры истории философии ВШЭ Борис Кириллович Кнорре. Из внешних экспертов мы приглашали Ирину Ганжу, которая осветила практические вопросы роли информационных технологий в процессе самоорганизации населения. Был и зарубежный эксперт — Чарльз Бакстон, который с участниками школы обсуждал приоритетные направления исследований гражданского общества, а такие частные вопросы, как, например, причины и последствия «цветных революций».

— Как вы оцениваете результаты работы школы? Что получилось, а что, возможно, не вполне?

— Краткосрочные результаты работы школы оцениваю позитивно. Нам удалось организовать работу участников в разных форматах. В учебном плане Летней школы были лекции, круглые столы, практические занятия, семинары и групповая проектная работа участников, которая часто завершалась глубокой ночью. Но мы ставили несколько задач, причем таких, которые за короткое время не решишь. Это, в первую очередь, задача способствовать формированию исследовательского поля гражданского общества в разнообразии его аспектов; создавать условия для осмысления и разработки актуальных методологических концепций в сфере исследований гражданского общества широким кругом молодых исследователей; формировать научно-исследовательскую культуру молодых участников. Также мы хотели способствовать позиционированию и продвижению НИУ ВШЭ как лидера в подготовке и становлении молодых исследователей гражданского общества и некоммерческого сектора. Старались привлечь внимание молодых, инициативных и перспективных кандидатов к специализациям по тематике некоммерческого сектора в рамках будущей магистерской программы Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора. Так что еще предстоит много работать, чтобы добиться всего намеченного в полной мере.

— Планируется ли проведение Летней школы в дальнейшем?

— Да, мы планируем проводить их и впредь. Возможно, не только летом, но и зимой, не только в Москве, но и в регионах. Мы уже сейчас начали готовиться к Зимней школе, которую хотели бы провести в одном из сибирских городов.

— Как результаты работы школы будут воплощены материально: в виде публикаций, сотрудничества с регионами и организациями?

— Во-первых, все материалы о работе школы — презентации участников и лекторов, репортажи о лекциях и круглых столах — уже опубликованы на сайте школы. Во-вторых, на сайте Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ всегда можно найти актуальные публикации по данной тематике. Мы ожидаем также, что участники первой Летней школы продолжат общение между собой при помощи сети. Что же касается конкретных проектов, связанных с сотрудничеством с региональными вузами, о них пока мы не говорим — всему свое время.

 

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.