«Факультет полностью оправдал мои ожидания»
В этом учебном году в Высшей школе экономики открылся факультет химии - и образовательная программа «Химия». Также на факультете городского и регионального развития появилась новая образовательная программа «Городское планирование». Своими впечатлениями от первого полугодия учебы делятся студенты-первопроходцы и их наставники.
Химики: наука и практика
Новый факультет появился в Вышке при поддержке Российской академии наук. Его базовые кафедры сформированы в четырёх Институтах РАН, учебные программы также разработаны сотрудниками академии. Первокурсник Артем Киселев признается, что самое увлекательное – это практические занятия: «С первых месяцев мы работаем в лабораториях РАН, и это очень круто: применять знания, полученные буквально час назад на паре. В целом, за эти полгода факультет полностью оправдал мои ожидания. Учиться нескучно, все объяснения понятные, у нас есть возможность прямого диалога не только с преподавателями, но и с деканом. Я чувствую, что мнение студентов важно, его слышат».
Об открытии факультета химии в Вышке Артем узнал из интернета и отправился за подробностями на День открытых дверей: «Там я и убедился, что хочу поступать именно сюда: декан увлекательно рассказывал о возможностях, которые дарит университет, и, конечно, перспектива сотрудничества с РАН казалась мне очень интересной».
Сдача экзаменов, поступление, знакомство с новым коллективом – всегда стресс, однако, по словам студента, они с одногруппниками благодаря кураторам быстро нашли общий язык и легко влились в учебный процесс.
Артем Киселев, студент 1 курса
Самое увлекательное – это практические занятия. Думаю, учеба поможет мне осуществить мечту заниматься наукой. Меня волнуют проблемы экологии, я хотел бы сделать научное открытие в этой области. Я уже начинаю заниматься этим в РАН и верю, что смогу дальше развиваться здесь.
По словам Виталия Котова, декана факультета химии, первый набор студентов получился достаточно разнородный: «Но потенциал у ребят хороший. Для нас важно, чтобы они встроились в систему обучения и преодолели трудности начального этапа университетской жизни». Виталий Юрьевич рассказывает, как приятно было обнаружить по вечерам в аудиториях студентов, самостоятельно готовящихся к занятиям, видеть, как улучшаются их оценки в процессе изучения дисциплины: «Постепенно мы налаживаем на факультете систему проведения консультаций. И нам предстоит сделать еще многое».
Материальная база у факультета химии хорошая, говорит Виталий Котов. Нет никаких проблем с оснащением на Вавилова, 7, а для лаборатории в Институте общей и неорганической химии РАН оборудование закупила Вышка, и руководство Института Российской академии наук помогло с его монтажом.
Виталий Котов, декан факультета химии
Мы закупили химическую посуду и реактивы и поставили 16 учебных работ, которые студенты выполняют со второго модуля. В ближайшее время будем решать вопросы с организацией аналогичных лабораторий в других институтах Академии наук. В целом, мы организовали (не без проблем) учебный процесс и теперь пытаемся переосмыслить учебный план: его необходимо подкорректировать под Высшую школу экономики. В следующем учебном году мы впервые планируем принять абитуриентов на бюджетные места. Все будет по-новому, и более масштабные выводы мы сможем сделать только после второго набора студентов.
Урбанистика и любовь к городу
Обучение на бакалавриате «Городское планирование» рассчитано на пять лет – в отличие от большинства других образовательных программ. За первые четыре года студенты должны изучить порядка 50 дисциплин, среди которых география, экономика, градостроительство, менеджмент и коммуникации. На последнем курсе у них запланированы преддипломная практика и написание дипломной работы.
Василиса Савинова, студентка первого курса
В январе прошлого года я, будучи студенткой ОП «Политология», попала на факультатив по социологии городов. Эта тема заинтересовала меня больше, чем то, что я изучала на своей программе. Мне казалось, урбанистика – это дисциплина, где коллективное взаимодействие необходимо. Я думала, на программе «Городское планирование» столкнусь с новым форматом задач, где коммуникации уделят гораздо больше внимания. Еще я понимала, что к первому набору студентов будут прислушиваться, и мы сможем устанавливать правила взаимодействия для всех последующих наборов, а для меня это было очень важно. Сложив все факторы, я решила снова поступать в Вышку, но уже на другой факультет.
Василиса говорит, что ей очень повезло с одногруппниками: «Они авантюристы, которые открыты миру и хотят его изучать». Спустя две недели после начала учебы первокурсники отправились в Тулу – по словам студентки, им хотелось общаться и узнавать что-то новое.
Она признается, что учебная нагрузка достаточна, чтобы погружаться в изучаемый предмет, имея свободное время и на друзей, и на работу, и на личную жизнь: «Если учиться стабильно и грамотно планировать, то все отлично получается. Мое впечатление – преподаватели, как мы, пока «прощупывают» дисциплину. Они дают разного формата задания, по-разному организовывают семинарские занятия (дебаты, индивидуальные и групповые выступления и т.д.). С ними можно поговорить, посоветоваться по интересующему вопросу».
Подводя итоги первого полугодия, Василиса видит «оптимистичную картинку»: «Мои ожидания относительно организации учебного процесса полностью оправдались. Преподаватели во многом идут нам на встречу, учат нас общаться, понимать друг друга, уважать чужое мнение и договариваться».
Цифры первой приемной кампании на образовательной программе показали ее актуальность. Конкурс составил восемь человек на место, а проходной балл в сумме по трем предметами превысил 285.
Большой поток абитуриентов стал неожиданностью для руководства факультета. По словам Олега Баевского, академического руководителя образовательной программы, принять собирались 55 человек. Но когда только от победителей олимпиад получили больше 30 заявок, приняли решение увеличить прием до 108 человек: «А это четыре семинарские группы и, начиная со второго года, около 20 проектных команд, для каждой из которых нужны преподаватели и ассистенты. Большинство поступивших – вчерашние школьники, хотя есть и студенты, отучившиеся год на других факультетах или в других вузах. Но всех их объединяет искренняя заинтересованность и мотивированность в изучении специальности и приобретении новой для страны профессии городского планировщика».
Олег Баевский, академический руководитель программы
Наверное, самой большой особенностью новой программы является ее мульти- и междисциплинарный характер – чрезвычайно широкая предметная область всего, что связано с городом (наверное, поэтому в мировой практике программы такого рода – магистерские). На этапе подготовки программы именно это обстоятельство определяло основные трудности: отбор дисциплин для изучения и практики, их распределение по курсам, поиск преподавателей, выбор предметов для вступительных экзаменов. Уже после ее начала самым сложным для нас было составлять расписание для потока из более чем ста человек и аккредитация программы.
В первое полугодие Олег Артемович читает ребятам лекции по введению в городское планирование и вместе с коллегой Ириной Ильиной ведет связанные с этой тематикой семинары. «Вижу студентов каждую неделю, и они мне очень нравятся, – говорит он. – Нравится то, как они слушают, как задают вопросы, как готовят задания, нравится их осмысленный интерес к городу – феномену, по сложности сопоставимому только с человеком, и ради которого и затеяна вся программа. А значит – нам по пути!»